Вопрос: На прошлой неделе Совет безопасности ООН дважды – 5 и 8 августа – собирался для обсуждения вопросов, связанных с ситуацией в Украине. Как Вы прокомментируете результаты?
Ответ: Прежде всего, этот факт сам по себе свидетельствует о внимании мировой общественности к ситуации в Украине. Война российских наемников против моей страны уже постучалась в двери многих стран мира. Сейчас главное – не просто отрезать террористов от каналов снабжения их российскими хозяевами оружием и новыми завербованными боевиками, но и не допустить ни в коем случае прямой военной агрессии России. Это непросто, учитывая многочисленные грязные провокации Кремля, включая и артиллерийские обстрелы украинских войск с российской территории, и – не в меньшей мере – циничное поведение официальных лиц РФ на международной арене.
В частности, лицемерные заявления Постпреда РФ Чуркина на заседании СБ ООН 5 августа ничего, кроме отвращения и глубокого возмущения всей мировой общественности, не вызывают. Создается устойчивое убеждение, что, создавая руками марионеток-боевиков и режиссируя гуманитарную катастрофу на Донбассе, Москва ищет благовидный предлог для начала полномасштабного вторжения в Украину. К счастью, члены Совета безопасности выразили поддержку позиции Украины в том, что любое вхождение российских военных на украинскую территорию приведет к эскалации конфликта и будет считаться актом агрессии. Все наши международные партнеры заверили, что не допустят провокационных шагов в отношении Украины.
При этом кремлевским провокаторам не следует забывать, что согласно нормам международного права, направление любых гуманитарных грузов в Украину не только должно быть предварительно согласованным с украинской стороной, но и предполагает наличие соответствующего обращения со стороны самой Украины.
Что касается очередного заседания СБ ООН 8 августа, то оно показало настрой большинства постоянных членов Совета безопасности на дальнейшую поддержку нашего государства в контексте противостояния с Российской Федерацией. Наиболее жесткую по отношению к России позицию заняла американская сторона, в частности, призвав РФ прекратить поставки вооружения боевикам на востоке Украины и манипуляцию идеей создания гуманитарных коридоров и направлением в регион российских так называемых «миротворцев». МИД Великобритании призвало Кремль избежать любых провокационных действий, которые могут привести к дальнейшим разрушительным последствиям в отношениях между Россией и Европой, а также подчеркнуло, что российская сторона заплатит еще более высокую цену, если не предпримет мер для деэскалации напряженности в регионе. Руководство Австралии заявило о намерении ввести в действие более жесткие санкции в отношении России в случае вторжения на территорию Украины.
Впрочем, материалы заседания открыты и с ними может ознакомиться каждый желающий. Думаю, здесь не нужны никакие комментарии: слишком явно льется поток откровенной циничной лжи в адрес Украины, ее Правительства и Вооруженных сил из выступлений российского Постпреда.
Вот что действительно огорчает меня как Посла Украины в КНР, так это «традиционно сдержанная» реакция китайской стороны. В совершенно «нейтральном» выступлении Постпреда КНР Лю Цзеи – призывы к «сдержанности и хладнокровию», «мирному диалогу» и «политическому разрешению украинского кризиса». Но, к сожалению, ни слова о прямом участии Москвы в спонсировании террористических вооруженных формирований на Донбассе, ни слова об обстрелах тяжелой артиллерией и ракетными установками «Град» с территории РФ позиций украинских силовиков, ни слова о многочисленных фактах похищения и незаконного удерживания украинских граждан на территории России, ни слова о бесчинствах пророссийских боевиков, которых китайская пресса – с подачи Москвы – почему-то упорно называет «ополченцами».
Наконец, не совсем понятной звучит настоятельная рекомендация «полной мерой учитывать справедливые требования разных регионов и этнических групп, осуществив баланс интересов всех сторон». О каких именно «справедливых требованиях» каких именно «этнических групп» идет речь? И что имеется в виду под «балансом интересов всех сторон»? Наконец, кто подразумевается здесь под «сторонами»? Россия? Вооруженные бандформирования сепаратистов? Группы антиукраинских террористов? Кто-то еще?
И должно ли считать позицию г-на Лю и предложенные формулы универсальными, применимыми ко всем случаям проявлений терроризма и сепаратизма в мире, в том числе и в Китае?