Вопрос:Прошло уже несколько дней с момента подписания 12 февраля Комплекса мероприятий по имплементации Минских договоренностей, одобренного лидерами Украины, Германии, Франции и России. Просим Вас дать оценку перспектив выполнения этих соглашений.
Ответ: С содержанием Комплекса мероприятий все желающие могут ознакомиться на сайте Посольства или страничке в сети Вэйбо. Я лишь кратко прокомментирую свое видение содержания каждого пункта договоренностей.
1. Немедленное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое соблюдение, начиная с 00 час. 00 мин. по московскому времени 15 февраля 2015 года.
Это условие является первоочередным для начала мирного процесса. Украина неизменно выступает за прекращение кровопролития и восстановлении мира на Донбассе. К сожалению, когда в июне и сентябре 2014 года Украина объявляла об одностороннем прекращении огня и призвали к этому боевиков, эти проявления доброй воли не нашли поддержки как донецких и Луганских террористов, так и их хозяина в Кремле.
Не стал исключением и Минск образца февраля 2015 года. Против немедленного введения режима прекращения огня категорически выступили лидеры боевиков, принимавшие участие в заседании Трехсторонней контактной группы. Причины известны: в течение последних дней террористы пытаются вытеснить украинские подразделения из ряда населенных пунктов, в т.ч. на Мариупольском направлении, а также захватить г. Дебальцево. В этом секторе до сих пор ведутся кровопролитные бои украинских войск с подразделениями пророссийских боевиков, атаки которых сопровождаются обстрелами из артиллерии, минометов, реактивных установок, стрелкового оружия. В результате каждый день здесь гибнут не только военнослужащие, но и мирные жители Донбасса.
Увы, такова цена обещаний и заверений Москвы в «мирных намерениях».
2. Отвод всего тяжелого вооружения обеими сторонами на одинаковое расстояние с целью создания зоны безопасности шириной не менее 50 км одна от другой – для артиллерийских систем калибром более 100 мм; зоны безопасности шириной 70 км – для реактивных систем залпового огня; шириной 140 км – для РСЗО «Торнадо-С», «Ураган», «Смерч» и тактических ракетных комплексов «Точка» («Точка-У»)
- для украинских войск: от фактической линии разграничения;
- для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины: от линии разграничения в соответствии с Минским меморандумом от 19.09. 2014 г.
Отвод указанного тяжелого вооружения должен начаться не позднее, чем на второй день после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
Этому процессу будет способствовать ОБСЕ при поддержке Трехсторонней контактной группы.
Определенные расстояния и четкие сроки (до 1 марта) должны создать оптимальные условия безопасности в контексте отвода тяжелого вооружения. Мониторинг выполнения этого пункта будет возложен на ОБСЕ. Мы сейчас исходим из того, что этот пункт послужит также гарантией безопасного и беспрепятственного доступа представителей ОБСЕ на подконтрольные боевикам территории.
Время на подготовку к выполнению этого пункта еще есть, хотя есть все причины сомневаться в искренности намерений России и ее марионеток на Донбассе.
3. Обеспечение эффективного мониторинга и верификации режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения со стороны ОБСЕ с первого дня отвода, с использованием всех необходимых технических средств, в том числе спутников, беспилотных летательных аппаратов, радиолокационных систем и т.д.
Ключевую роль в мониторинге режима прекращения огня и отвода тяжелого вооружения будет играть ОБСЕ. Подождем!
4. В первый день после отвода начать диалог о модальности проведения местных выборов в соответствии с законодательством Украины и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также обудущем режиме этих районов на основе указанного Закона.
Безотлагательно, не позднее 30 дней с даты подписания этого документа, принять Постановление Верховной Рады Украины, определяющее районы, на которые распространяется особый режим, согласно Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» на основе линии, определенной вМинском меморандуме от 19.09.2014 года.
Украина продемонстрировала готовность к проведению местных выборов и предоставлению особого режима местного самоуправления отдельным районам Донбасса сразу после подписания первых Минских договоренностей, еще в сентябре 2014 года. Мы готовы немедленно возобновить эту работу, однако, исключительно в рамках украинского законодательства. Закон Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» не предусматривает никакой «федерализации» или «автономии» отдельных регионов Украины.
Слово за Москвой.
5. Обеспечить помилование и амнистию путем введения в действие закона, который запрещает преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
Верховной Радой Украины 16 сентября 2014 года принят Закон Украины «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Его действие не распространяется на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких преступлений, а также причастных к катастрофе рейса МН17.
Закон пока не подписан Президентом Украины. Полагаю, он может быть подписан и вступит в силу в случае выполнения Россией и боевиками всех предыдущих договоренностей.
6. Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и лиц, незаконно удерживаемых, по принципу «всех на всех». Этот процесс должен завершиться не позднее, чем на пятый день после отвода тяжелых вооружений.
Надеемся, что в течение 19 дней, начиная с 15 февраля, все украинцы, страдающие в плену, в т.ч. на территории России, будут освобождены. Конечно, включая Надежду Савченко, которая уже более двух месяцев держит голодовку в российских застенках. Выполнение этого пункта будет важным индикатором искренности намерений российской стороны по мирному урегулированию.
Однако, беспокойство вызывают слова представителя Президента РФ Д.Пєскова о том, что «никаких заверений с российской стороны на этот счет быть не могло». Украинская сторона будет категорически настаивать на освобождении заложников, в т.ч. незаконно удерживаемых на территории России.
7. Обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи тем, кто в ней нуждается, на основе международного механизма.
Долгое время нам не удавалось обеспечить безопасный доступ, доставку, хранение и распределение гуманитарной помощи тем на Донбассе, кто в ней нуждается. Украина сделает все возможное, чтобы решить эту проблему, если террористы Донбасса не будут чинить препятствий.
Естественно, продолжение преступной практики направления неконтролируемых «гуманитарных конвоев» с территории РФ четко противоречит минским договоренностям.
8. Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, в частности, социальных переводов, таких как пенсионные и другие выплаты (поступления и доходы, своевременная оплата коммунальных счетов, восстановление налогообложения в рамках правового поля Украины).
С этой целью Украина возобновит управление сегментом своей банковской системы в районах, охваченных конфликтом.Возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких переводов.
Восстановить бесперебойное функционирование национальной банковской системы и, соответственно, всех социальных переводов, а также налогообложения возможно лишь после стабилизации ситуации и восстановления государственного суверенитета Украины на всей ее территории без исключений.
9. Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны Правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и закончиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местных выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основе Закона и конституционной реформы) к концу 2015 года, при условии выполнения пункта 11 в консультациях и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехстороннего контактной группы.
Показательно, что российская сторона категорически отказывалась от любых действий по немедленному установлению контроля за общей с Украиной государственной границей. Однако,в Комплексе мероприятий расписана процедура восстановления такого контроля, которая должна начаться в первый же день после проведения местных выборов. На втором этапе – до конца 2015 года – украинские пограничники должны в полном объеме восстановить контроль над украинской границей.
Однако, Россия продолжает оказывать отчаянное сопротивление выполнению этой договоренности. В частности, Миссии ОБСЕ отказано в мониторинге всего участка государственной границы с Украиной.Нет также согласия Москвы на временное закрытие участка границы, неподконтрольного Украине.
Очевидно, ответственность за отсутствие международного контроля над украинско-российской границей полностью лежит на РФ.
10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных вооруженных групп.
Эта договоренность является одной из основополагающих для мирного урегулирования. Важно, чтобы российская сторона не прибегала к произвольной интерпретации этого положения.
Вызывает тревогу тот факт, что уже 12 февраля МИД РФ начал спекуляции о якобы участии «хорватских наемников» в боевых действиях на стороне Украины, продолжая отрицать присутствие и непосредственное участие в вооруженном конфликте российских наемников и регулярных воинских подразделений РФ.
11. Проведение конституционной реформы в Украине с вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предусматривающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятия постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей.
Конституционная реформа вообще является одной из ключевых задач украинской власти. Ее важной составляющей определено реформирование системы местного самоуправления и территориальной организации власти с целью децентрализации и расширения полномочий местной власти.
Несмотря на жесткое давление российской стороны, Украина не пошла на компромисс о федерализации или автономии для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. В итоге – в Комплексе мероприятий нет ни слова о федерализации. Зато там закреплено положение о проведении конституционной реформы и децентрализации как ее части, что полностью соответствует государственной политике Украины.
Что касается статуса отдельных регионов Донецкой и Луганской областей, то все ключевые моменты закреплены в Законе Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот Закон необходимо будет лишь актуализировать с учетом определения новой даты проведения местных выборов.
12. На основе Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, связанные с местными выборами, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы. Выборы будут проведены с соблюдением соответствующих стандартов ОБСЕ по мониторингу со стороны БДИПЧ ОБСЕ.
Местные выборы на Донбассе состоятся исключительно в рамках украинского законодательства. Здесь не может быть никаких компромиссов.
Важным моментом стала фиксация соблюдения соответствующих стандартов ОБСЕ о проведении выборов и мониторингу, что исключает любое давление на избирателя, в т.ч. путем присутствия незаконно вооруженных лиц.
13. Активизировать деятельность Трехсторонней контактной группы, в том числе путем создания рабочих групп по выполнению соответствующих аспектов Минских договоренностей. Они будут отражены в составе Трехсторонней контактной группы.
Состав рабочих групп с участием представителей Украины, России и ОБСЕ должен стать ярким свидетельством того, кто именно несет ответственность за выполнение положений Минских договоренностей. Мы исходим из того, что деятельность рабочих групп должна содействовать реализации Комплекса мероприятий, а не становиться препятствиям или тормозом процесса выполнения этих договоренностей.
Подытоживая, еще раз отмечу, выполнение достигнутых в Минске соглашений возможно лишь при соблюдении ВСЕМИ договорными стонами своих обязательств. И именно по поведению московских марионеток на Донбассе мы сможем очень быстро определить искренность намерений Кремля.
Пока что, к сожалению, пророссийские боевики продолжают обстрелы позиций украинской армии. Но будем надеяться на благоразумие Москвы, а также на весомую практическую поддержку Украины со стороны мирового сообщества.